Астрономы получили первое наглядное представление о движении планеты в системе двойной звезды

Красным и жёлтым цветом на изображении отмечены звёзды системы, а голубым показано движение экзопланеты у одной из них. Изображение: Sophia Dagnello, NRAO | AUI | NSF

На сегодняшний день открыто более 5000 экзопланет и лишь три из них — методом астрометрии. В новой работе, опубликованной в издании Astronomical Journal, группе астрономов удалось впервые получить представление о движении экзопланеты в двойной звёздной системе. В этом им помогли данные массива радиотелескопов VLBA, собранные с 2006 по 2011 год, дополнительные наблюдения положения звёзд системы в 2020-м, а также обычные оптические наблюдения с 1941 по 2017 год.

Точно отследив  почти незаметное колебание в движении звезды, астрономы обнаружили планету, похожую на Юпитер, вращающуюся вокруг одной из звёзд системы. Планета и звезда вращаются вокруг одной точки, расположенной между ними — общим центром масс. Когда он расположен достаточно далеко от звезды, можно вычислить движение звёзды и планеты друг относительно друга.

Двойная звёздная система GJ 896AB расположена примерно в 20 световых годах от Земли и обе звёзды в ней являются красными карликами — наиболее распространёнными светилами в Млечном пути. Бóльшая звезда имеет массу около 0,44 солнечной, меньшая — 0,17. Будучи разделёнными дистанцией в 30 астрономических единиц, они совершают полный оборот друг вокруг друга за 229 лет.

Астрономы вычислили, что сама экзопланета имеет массу двух Юпитеров и совершает полный оборот вокруг материнской звезды за 284 дня, а расстояние до неё чуть меньше, чем от Солнца до Венеры.

По словам учёных, новое открытие может дать ценную информацию о формировании планет.

Дополнительные подробные исследования этой и подобных ей систем могут помочь нам получить важные сведения о том, как формируются планеты в двойных звёздных системах. Существуют альтернативные теории механизма формирования планет, и дополнительные данные могут подсказать, какая из них наиболее правдоподобна. Например, в современных моделях такая большая планета навряд ли сможет быть компаньоном такой маленькой звезды, поэтому, вероятно, такие модели нужно будет уточнять.

Джоэл Сансет-Бермудес, участник исследования из Национального автономного университета Мексики

Войдите, чтобы видеть ещё 7 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Отличный Дмитрий Олегович
Вечность назад

Интересно : Если они образовались из одного облака газа, то они должны вращаться в одной плоскости, а на рисунке орбита планеты где-то 70-80 градусов. Странно однако, не находите. Такую тяжелую планету просто не наклонишь. Если Юпитер легче Солнца в 1000 раз. То экзопланета легче своей материнской звезды 220 раз, а звезды компаньоньши в 85 раз. Они должны держать ее строго в плоскости если рождались вместе. Вывод, или планета залетела, или звезду прихватили.